Массаж при детском церебральном параличе.

30.09.2016

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

Содержание.

Введение.            

Детский церебральный паралич (  ДЦП ).     

Причины развития ДЦП.

Задачи массажа при ДЦП.

Массаж при ДЦП.      

Современные методики массажа при ДЦП.     

Лечебная физкультура и массаж при ДЦП.

Заключение.

Список литературы.

 

 

Введение

        Детский церебральный паралич (ДЦП)– это заболевание центральной нервной системы  и является одной из проблем детской ортопедии и невропатологии, ведущие не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. Для изучения этой патологии приковано большое внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом.

     Массаж очень важен при ДЦП, можно сказать что не только медикаментозное лечение помогает, но и массаж играет большую роль в лечении с этим недугом. Многие родители сами уже могут делать несколько видов массажа и помогают своим детям. Однако помощь грамотного  специалиста по массажу очень важна.

     ДЦП изучается с 1853 года (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболевания. В соответствии с классификацией выделяют 5 клинических форм детского церебрального паралича – двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически-астатическая форма.

 

1. Детский церебральный паралич (ДЦП).

      Детский церебральный паралич это - заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Этиология данного заболевания многообразна - на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно опасными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

    ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

     Для всех форм характерны двигательные нарушения рефлекторного характера. Движения возможны, но они не управляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

     В последние два десятилетия общепризнанно, что систематическое комплексное лечение, включающее ЛФК и массаж, значительно улучшают состояние у большинства больных. Резкое повышение тонуса, особенно в сгибателях и приводящих (аддукторах) мышцах, способствует образованию контрактур. Такие больные с трудом передвигаются, перекрещивая ноги. Они с трудом (или не могут) выполняют точные движения рукой (пользуются ложкой, карандашом). Нередко нарушается интеллект. Больные ДЦП физически и психически отстают в развитии от своих сверстников. Вследствие пареза, паралича мышц, конечностей, их укорочения, неправильной походки, позы при сидении, как правило, нарушается осанка и наблюдаются сколиозы, кифосколиозы, патологические изменения в стопе. Нередко констатируются изменения внутренних органов вегетативной нервной системы и обменных процессов.

    Следует учитывать и то, что больные ДЦП часто замкнуты, раздражительны. Поэтому массажист должен быть выдержанным, терпеливым, ласковым с ребенком, расположить его к себе. В кабинете должны быть игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Во время массажа необходимо поддерживать контакт с ребёнком разговором, игрой, создавая положительный эмоциональный фон.

2.Причины развития ДЦП.

    Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным. Как правило, имеет место сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в период беременности, так и при родах.

    Гипоксия ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикоз, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), что приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, отвечающих за формирование рефлекторных механизмов и поддержку равновесия тела. Из-за этого происходит неправильное распределение мышечного тонуса в скелете, возникают патологические двигательные реакции.

     Родовые травмы вызванные различными  видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а также роды после продолжительного безводного промежутка, неправильное предлежание плода), лишь в небольшом количестве случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.

   Гемолитическая болезнь новорожденных («ядерная желтуха»), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. Желтуха может быть вызвана различными механизмами – несовместимостью крови матери и плода по группе или резус-фактору, а также печеночная недостаточность новорожденного.

   Острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническая болезнь, пороки сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет, краснуха и т.п. Другими «материнскими» факторами перинатального риска является прием во время беременности некоторых лекарств, в частности транквилизаторов, а также некоторые действия, связанные с профессиональной деятельностью, алкоголизм, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы. В последние годы большое значение в этиологии ДЦП придается влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.

   Нарушение нормального хода беременности – токсикозы, угрозы прерывания, а также иммунологическая несовместимость матери и плода. Осложнения при родах. При этом следует учитывать, что при наличии патологий внутриутробного развития ребенка роды часто имеют тяжелое и затяжное течение. Таким образом, создаются условия для возникновения механической травмы головы и асфиксии, часто являющихся по сути вторичными факторами, которые вызывают дополнительный разлад первично пораженного мозга. К факторам, более всего содействующим развитию церебрального паралича, большинство исследователей относят преждевременные роды.

  Интересен и тот факт, что при церебральном параличе имеет место поражение преимущественно лиц мужского пола. В среднем ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек. Например, три четверти случаев умеренной и тяжелой тетраплегии при церебральном параличе встречаются среди лиц мужского пола и имеют при этом тенденцию к более тяжелым двигательным нарушениям, чем у женщин.

3.Задачи массажа при ДЦП.

    Главная задача массажиста способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.

    До того, как провести ЛФК и лечебный массаж, необходимо учитывать то, что больной является ребенком, который не может выполнять движения самостоятельно, никогда не выполнял и не знает, как его выполнить. Он вообще может не понимать необходимости лечения, поэтому часто не концентрирует внимание в отличие от взрослого пациента, часто бывает замкнутым и раздражительным. Массажисту понадобится выдержка и терпение, чтобы провести обучение упражнениям ЛФК. Применяя ласку к ребенку, поддерживая контакт разговором и игрой с разными игрушками можно создать положительный эмоциональный фон.

    Основное в проведении классического массажа — использовать все приемы избирательно с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа — учитывать возможную позу больного. Курс классического массажа — 25 — 30 процедур, точечного — 20-25. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.

 4.Массаж при ДЦП.

     Массаж для детей с ДЦП обычно начинают тогда, когда малышу исполняется полтора месяца. Массаж при ДЦП является таким же, как при других заболеваниях: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.  При массаже для детей с ДЦП все движения проводятся от центра к периферии, что позволяет расслабить напряженные мышцы. Такой массаж называется нисходящим, и он отлично подходит для подобных больных.

Массаж при ДЦП нужно начинать с расслабляющего классического массажа. Все движения должны быть плавными и уверенными, что поможет снять напряжение с мышц. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, включая воротниковую зона, окололопаточная область, затем верхние конечности, нижние конечности. Массаж при ДЦП следует начинать со спины. Приемы поглаживания проводят начиная от поясницы и заканчивая в области воротниковой зоны шеи. Затем проводят растирание, разминание и легкую вибрацию.

    Для снижения гипертонуса мышц рекомендуется также стимуляционный массаж мышц-антагонистов с пассивным растяжением напряженной мышцы. Правильно положение частей тела (в т. ч. по отношению друг к другу) также способствует нормализации мышечного тонуса во время массажа. Очень важно при этом выбрать оптимальное положение головы по отношению к шее и туловищу. При массировании воротниковой зоны верхняя конечность должна свешиваться вниз с массажного стола, что создаст натяжение трапециевидной мышцы. При выполнения разминания включайте в массаж приемы катание мышц от центра мышц к периферии. В этом случае мышцы «катают»  кулаком одной руки или двух рук, основанием ладонью, предплечьем подобно скалке на тесте. Заканчиваем массаж всегда поглаживаем. При массаже ягодиц и нижних конечностей приемы используются такие же, как и при массаже спины. Не забывайте выполнять разминание при наибольшем натяжении мышц нижних конечностей, используя катание. Подобные приемы используются и при массировании рук. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.

     Расслабить крупные группы мышц применяется разминание, как бы переваливая мышечную массу с одной руки на другую. Для расслабления мышц перед классическим массажем также используется прием потряхивания. Для расслабления стопы или кисти массажист захватывает одной рукой голень или предплечье и делает несколько коротких и длинных движений (потряхиваний). Таких движений сначала следует выполнять немного, и они должны быть плавными. Их амплитуду и скорость увеличивают по мере наступления расслабления мышц. Для расслабления мышц по всей руке или ноге массажист берет конечность за дистальный отдел, захватывая при этом кисть руки  (фиксируя лучезапястный сустав) или голеностопный сустав ноги. Затем вверх — вниз и в стороны выполняют встряхивающие движения.

Такой массаж будет более эффективен, если его сочетать с точечным массажем. Точечный массаж для детей с ДЦП заключается в воздействии определенной точки тела для снижения мышечного тонуса. Он совершается следующим образом: подушечку указательного пальца кладут на определенную точку тела и начинают медленно вращать ею вокруг этой точки по спирали по  часовой стрелке. После того, как этот участок потеряет чувствительность (онемеет), надавливают на нее в течение нескольких секунд, а после снова начинают круговые движения. И так 2 раза на одну точку. 

Массаж воротниковой зоны и лица расслабляет мимические мышцы и является эффективным методом лечения нарушений речи. Расслабить мышцы живота позволит звуковой массаж, сочетающийся со специальной гимнастикой и произношением звуков. Во время данной процедуры (массируя живот исключительно по часовой стрелке) или тактильного раздражения отдельных участков живота пациент покашливает, произносит звуки «р-р-р», «ш-ш-ш» и т. д.

Весьма эффективным методом для снижения мышечного тонуса является покачивание ребенка на мяче в положении лежа на животе, спине, на боку. Одновременно можно выполнить массаж шеи, спины, ягодиц.

5. Современные методики массажа при ДЦП.

    Современные методики массажа являются одной из частей комплексного воздействия, лечебная физкультура и массаж применяются в строгом соответствии с выраженностью и характером клинических проявлений заболевания, в соответствии с задачами данного этапа лечения.

     Массаж при детском церебральном параличе по характеру воздействия и задачам значительно отличается от массажа, проводимого при соматических заболеваниях. Главное отличие заключается в том, что почти все приемы и методы воздействия направлены на нормализацию рефлекторной деятельности центральной нервной системы.

Классический лечебный массаж решает задачи улучшения питания и дыхания мышечной ткани, условий деятельности находящихся в мышцах нервных элементов и рецепторов. С помощью массажа создаются улучшенные условия кровоснабжения мышечной ткани, ускоряется кровоток, выведение продуктов обмена, повышается снабжение кислородом и питательными веществами. Одним из основных назначений классического лечебного массажа является изменение состояния механизмов нервной регуляции мышечного тонуса и произвольного мышечного сокращения путем влияния на центральные нервные структуры с периферических отделов.

   Для достижения расслабления при спастических состояниях мышц применяют приемы поглаживания, потряхивания, валяния. Поглаживание оказывает успокаивающее, обезболивающее действие. Более энергичное и глубокое поглаживание приводит к повышению нервной возбудимости.

     Для стимуляции гипотонических и функционально ослабленных мышц с целью повышения их тонуса и сократительных возможностей применяют приемы глубокого поглаживания, разминания, растирания, поколачивания, штриховки и т. д. Приемы стимуляции проводят на мышцах при отсутствии контрактур и повышенной чувствительности кожи и мышечных рецепторов.

    Учитывая высокую активность ЛТР, выявляющуюся у большинства детей с церебральными параличами и зачастую приводящего к формированию порочного положения туловища и конечностей, перед началом массажа ребенка покачивают в позе эмбриона после чего его укладывают в физиологическое положение. Вначале выполняют массаж шеи, воротниковой зоны, затем — спины, ягодиц, боковой поверхности туловища. Все перечисленные области, а также подлопаточную массируют при положении ребенка лежа на животе.

   Для восстановления правильного положения лопаток и правильной фиксации их у позвоночника сначала проводят расслабление большой грудной мышцы и специальный прием стимуляционного массажа мышц лопатки и подлопаточной области.

    Для этой цели одну руку ребенка заводят назад и сгибают ее в локтевом суставе, положив предплечье свободно на спину. Левой рукой методист берет плечо ребенка снизу (ребенок лежит на животе) и поднимает его вверх, приводя плечо и лопатку к позвоночнику. В таком положении мышцы области плеча и лопатки расслабляются. Другой рукой методист пальцами или внутренней стороной ладони проводит между лопаткой и ребрами как можно глубже, но без причинения болевых ощущений. Затем под лопаткой и по внутреннему ее краю выполняют массажные движения типа растирания, разминания, уделяя особое внимание местам прикрепления мышц к лопатке. Массируют обе подлопаточные области.

    После этого массируют грудь и живот, ноги и руки (в положении на спине). Более мягкий и легкий массаж проводят по внутренней и передней поверхностям рук, внутренней и задней поверхностям ног. Значительно интенсивнее массируют заднюю и наружную поверхность рук, переднюю и наружную поверхности ног. Массируют не только большие мышечные массивы, но и дистальные отделы рук и ног. Часто именно массаж кистей и стоп наиболее эффективен в регуляции мышечного тонуса и стимуляции движений.

    Во время массажа с ребенком поддерживают контакт разговором, игрой и создают в меру возможного положительный эмоциональный фон.

Массаж для улучшения дыхательной функции проводят с целью нормализации и углубления дыхания. Эта задача стоит перед массажистом в связи с тем, что у больных с церебральным параличом нарушена дыхательная функция мышц, участвующих в дыхании, что обусловлено изменением мышечного тонуса дыхательных мышц по спастическому или дистоническому типу. Под влиянием патологического механизма регуляции мышечного тонуса находятся важные для осуществления нормального дыхания мышцы: диафрагмальная (наиболее важная для выполнения вдоха), большая грудная, малая грудная, межреберные мышцы живота, надплечья (трапециевидные, лестничные) и др. Все изменения тонуса этих мышц определяют пальпаторно, при наблюдении за объемом экскурсии грудной клетки, спирометрией.

Нередко изменения дыхательной функции могут быть связаны и с нарушением собственных механизмов нервной регуляции, и координации работы дыхательных мышц. При этом даже малейшее усложнение условий выполнения вдоха и выдоха приводит к нарушению координационной работы дыхательных мышц.

Ограничение общей подвижности, гиподинамия, нарушение дыхательной функции, связанной с патологией мышечного тонуса и координации работы дыхательных мышц приводят в целом к снижению насыщения крови кислородом. Снижение насыщения крови кислородом приводит в свою очередь к накоплению недоокисленных продуктов обмена, которые влияют на состояние мышечного тонуса. Создается патологический цикл взаимосвязанных явлений, усугубляющих друг друга.

     Регуляция тонуса дыхательных мышц находится в тесной связи с регуляцией тонуса всей мышечной системы. Фазы дыхания тесно связаны с особенностями распределения мышечного тонуса. Так, при вдохе повышается тонус мышц-разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе — мышц-сгибателей. В связи с этим лучше тренировать и стимулировать дыхание с акцентом на вдохе при положении ребенка на спине, если у него преобладает повышение тонуса в мышцах-сгибателях. И лучше тренировать и отрабатывать дыхание с акцентом на выдохе при положении ребенка на животе, если выражен разгибательный тонус.

   Проводят приемы поглаживания и легкого разминания по переднебоковой поверхности грудной клетки, косым мышцам и прямой мышце живота. Особое внимание уделяют массажу большой грудной и межреберных мышц. Массаж этих мышц проводят с целью расслабления их при повышенном тонусе и увеличении силы сокращения при выполнении произвольного вдоха и выдоха.

    Затем выполняют точечный массаж по ходу реберных дуг и в местах прикрепления диафрагмы (несколько изнутри грудной клетки, продавливая мышцы передней стенки живота и заводя пальцы под края ребер). Диафрагма является одной из важных дыхательных мышц, и она часто, как и другие мышцы, находится в спастическом состоянии.

    Для рефлекторной стимуляции дыхания проводят также довольно интенсивный массаж верхней части трапециевидной мышцы. При глубоком массаже с приемом разминания и выжимания, а также захватов типа щипков между большим и остальными четырьмя пальцами кисти стимулируются рецепторы кожи и мышц, нервные центры которых лежат в продолговатом мозге в непосредственной близости от дыхательного центра. Используя эти особенности иннервации трапециевидной мышцы и ее значение в акте дыхания, можно значительно улучшить  дыхание ребенка.

   Наконец, для улучшения дыхания весьма эффективно применение сегментарного и паравертебрального массажа в области нижних шейных и верхних грудных позвонков (CIV— Д v), в области грудины — по средней линии грудины и парастернально, по межреберным промежуткам, а также специального точечного массажа по симптоматическим точкам, действующим на дыхательную функцию.

     При проведении сегментарного массажа используют и специальные приемы для увеличения экскурсии грудной клетки и включения в дыхание всех сегментов легких. Во время выдоха оказывают давление на заднебоковые отделы грудной клетки ребенка (чтобы добиться наиболее глубокого выдоха), а затем, при произвольном вдохе, выполняемом с силой, методист оказывает сопротивление руками на те же области грудной клетки. На максимуме вдоха снимается сопротивление вдоху — руки быстро отнимают. В результате этого происходит непроизвольный глубокий вдох с включением в дыхание нижних отделов легких и расправление синусов легких. Этот прием используют у детей, умеющих произвольно выполнять вдох и выдох.

6. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП.

Бытует мнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой можно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно. На формирование основных двигательных навыков природой отпущен примерно год – от момента рождения до того времени, как малыш начнет ходить. Далее следует лишь процесс их совершенствования.

         ДЦП – одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Форма ДЦП у ребенка определяется по наиболее ярко выраженной клинической картине заболевания, которую, как правило, дополняют сопутствующие синдромы.

     Для определения статуса ребенка, невропатологи перинатальная энцефапопатия (ПЭП), формы ДЦП и методики лечения требуется наиболее ранняя диагностика заболевания. Детский невропатолог устанавливает диагноз, клиническую картину и форму заболевания, медикаментозное лечение, дает отвод от прививок, а также назначает массаж, ЛФК и другие средства.

        Методика лечения детей с ДЦП и ПЭП сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, ЛЮК, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, ФТО, бальнео- и хирургическое лечение, логопедические занятия.

       Лечебный массаж и ЛФК в соответствии с назначением занимает основное место в лечении детей, больных ДЦП и ПЭП которые соматически слабые, быстро утомляются и плохо восстанавливаются. По мере роста детского организма и прибавления в весе наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать возраст, степень тяжести и форму ДЦП, скрытые потенциальные возможности, соблюдая дидактические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

     У детей с ПЭП и ДЦП в результате поражения тех или иных структур проводящих путей головного мозга после трехмесячного возраста еще сохраняются некоторые врожденные рефлексы, нарушается антигравитационный механизм функционирования вестибулярного аппарата (при его наличии), что является препятствием для развития условных цепных установочных рефлексов. Видоизменяется не только мышечный тонус, но и тонус сосудов и кишечника, затрудняется циркуляция крови, кровообращение и питание головного мозга и его созревание. Патологические тонусы бывают трех типов: гипертонус, гипотонус, дистонический тонус, то есть то повышенный, то пониженный (переменный). При гипертонусе отмечается порочная заинтересованность сгибателей, приводящих и пронирующих групп мышц. В результате со временем образуется “круглая спина”, отсутствует поясничный лордоз, ограничивается подвижность в тазобедренных суставах, затрудняется разведение ног (что приводит к выведению головок бедра из вертлужной впадины - подозрение на дисплазию), полностью не разгибаются ноги в коленных суставах, стопы эквинусны (не исключены тугоподвижность и контрактуры в суставах). При гипотонусе (мозжечковая симптоматика) ослаблены вестибулярные реакции и сухожильные рефлексы, наблюдается тенденция к формированию вальгусных стоп. При дистонии дети, как правило, скованы, их шейно-плечевой отдел блокирован.

      Всем без исключения детям полезны занятия лечебной гимнастикой и массаж, так как у них нет двигательного опыта. Больным ПЭП и ДЦП они жизненно необходимы.

   Лечебная гимнастика (ЛГ) и массаж нормализуют биохимические процессы в нервно мышечном аппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия и возможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных. При выборе упражнений и составлении комплекса ЛГ необходимо учитывать специфику мышечного тонуса ребенка, степень (тяжесть) поражения, скрытые потенциальные возможности и выбирать биомеханически оправданные и доступные исходные положения и эффективные приемы для расслабления мышц. С особой осторожностью необходимо относиться и детям с гидроцефалией, микроцефалией, гипертензионным синдромом и эписиндромом. Лечение двигательных расстройств при ДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа, ортопедического режима, логопедических занятий.

    В настоящее время возможно использование около 25 методик ЛФК – Бобата, Линдемана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Семеновой К. А., Бортфельд С.А. и др.

    Как показала практика, наиболее эффективными являются классический лечебный массаж; сегментарный; массаж воротниковой зоны для улучшения дыхания; круговой трофический, точечный массаж; массаж по системе Монакова; седативный и тонизирующий массаж.

 

 

                                                              Заключение.

    Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

     Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма.

 

 

                                                      Список литературы.

 

1.Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.

2.Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы. Здоровье – 2000 - №3 – С.14-15.

3.Драгунов С.К. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП. Здоровье – 2000 - №3 – С.32.

4.Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. - К.: Здоровья, 1996. - 384 с.

5.Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоровья, 1989. - 187 с.

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, Бат Замира Нурбиевна

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи