Массаж для детей с нарушениями развития.

01.03.2017

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

Частное образовательное учреждение дополнительного образования

                   «Учебно-Оздоровительный центр «Дорсал-Юг»

 

  

 

Курсовая работа

Тема: Массаж для детей с нарушениями развития

 

  

 

 

Выполнила: Терзиева Светлана Евгеньевна

Руководитель: Николаенко Денис Валерьевич

Краснодар 2017г.

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Влияние массажа на организм новорождённого……………………5

Глава 2. Особенности массажа для новорождённых……………………….......8

Глава 3. Противопоказания для массажа новорождённых…………………….9

Глава 4. Этапы массажа………………………………………………………....11

Глава 5. Особенности массажа и фиксации детей с неврологическими нарушениями……………………………………………………………………..13

Глава 6. Приёмы классического массажа………………………………………15

Глава 7. Сегментарный, точечный и другие виды массажа…………………..17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………21

                                 

  

 

Введение      

    Здоровый ребёнок-счастье для родителей и польза для государства. Массаж и физические упражнения составляют важную часть реабилитации детей. Для раннего выявления и коррекции неврологических нарушений необходимо хорошо знать анатомо-физиологические особенности  маленьких детей, методы исследования  рефлекторных, пассивных и активных движений, приёмы массажа. Родители могут активно помочь врачам в лечении своего ребёнка, если вовремя распознать отклонения от нормы его развития.

     Массаж и гимнастика, в комплексе с медикаментозной терапией, с первых дней жизни ребёнка помогут предотвратить и устранить такие заболевания, как детские церебральные параличи, сколиозы и нарушения осанки, задержки речевого и психического развития, минимальные церебральные дисфункции и другие нарушения нервной системы и опорно- двигательного аппарата. Массаж как прекрасный метод саморегуляции организма особенно важен для новорожденных, получивших родовую травму, так как в первую очередь он улучшает кровоснабжение тканей и нарушенную иннервацию, как местного характера, так и центрального происхождения, которые сопровождают травматическое повреждение тканей. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход даже после тяжёлых клинических вариантов черепно-мозговой травмы.

Анализ анатомо-физиологических особенностей новорождённых позволяет нам с большой долей оптимизма решать проблему неврологических нарушений.

1. Массаж и пассивные физические упражнения как методы интенсивного улучшения кровообращения и нервной импульсации помогут восстановить повреждённые структуры организма новорождённого, так как включение максимального  числа рецепторов в рефлекторно-двигательную активность способствует образованию устойчивых рефлекторных связей, улучшают кровообращение и трофику тканей.

2. Устойчивые рефлекторные связи обеспечивают согласованную работу нервной системы и создают хорошие условия для саморегуляции организма новорождённого.3. Нарушения в виде мышечных контрактур и суставных блоков, которые препятствуют прохождению нервных импульсов и вызывают двигательные расстройства, встречаются в ключевых районах – шейно-головном, шейно-грудном, грудо-поясничном, пояснично-крестцово-подвздошном. Учитывая пластичность и гибкость тканей новорождённого, его возможности исправлять деформации мышц и суставов, легко  придавать им нужную форму, мы имеем хорошие условия для максимального улучшения  состояния нейро-мышечного и опорно-двигательного аппарата ребёнка только ручными методами, применяя массаж и физические упражнения.

Мы можем помочь ребёнку стать здоровым, потому что:

1. Мы знаем, что, несмотря на многообразие клинических проявлений неврологических нарушений у детей, у них почти всегда имеется общее-асимметрия туловища, и нашей задачей будет устранение этой асимметрии на всех уровнях-начиная от суставов головы и мышц лица до суставов и мышц всего тела, включая последнюю фалангу каждого мизинца.

2. Мы знаем, что устранить мышечные спазмы и суставные блоки при гипертонусе или, наоборот укрепить ослабленный мышечно-связочный аппарат при гипотонусе возможно из-за благоприятных анатомо-физиологических особенностей организма у маленьких детей, которые хорошо реагируют на корригирующие прикосновения.

3. Мы готовы решить эту задачу, потому что нам известны ключевые зоны, где чаще всего встречается мышечное напряжение и блоки. Для восстановления  симметрии тела ребёнка необходимо уравновесить все группы мышц, особенно околопозвонковую мускулатуру, а также соотношение различных частей тела. Необходимо добиться того, чтобы каждый сустав тела будь то шейный позвонок или голеностопный сустав, выполняли свою амплитуду движений в полном объёме, как положено по его природе, а ослабленные мышцы и сухожилия укрепились и поддерживали суставы в необходимом для развития ребёнка тонусе.

 

Глава 1

Влияние массажа на организм новорождённого.

Улучшение физического и двигательного состояния ребёнка зависит от состояния его опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата, состояния нервно-рефлекторного и гуморально-эндокринного механизмов регуляции и их вегетативного обеспечения.

Массаж межрёберных мышц         увеличивает подвижность грудной клетки и жизненную ёмкость лёгких. Общий массаж улучшает циркуляцию крови и ускоряет скорость кровотока, обеспечивает кровоснабжение, то есть питание клеток в отдельных участках. Кровь несёт питательные вещества и особенно кислород в головной мозг, где происходит восстановление повреждённых структур. Улучшается ликвородинамика, постепенно уменьшается и отступает гипертензионно-гидроцефальный синдром, рассасываются кисты и псевдокисты, восстанавливается симметрия желудочков мозга и т.д.

Нервная импульсация во время массажа способствует образованию устойчивых рефлекторных связей, обеспечивающих согласованную работу нервной системы.

Массаж и физические упражнения содействуют поддержанию общего тонуса организма, улучшают трофику тканей, противодействуют развитию вторичных изменений в мышцах, суставах и всего двигательного аппарата. Для нормального протекания обменных процессов синовиальная жидкость должна находиться в постоянном движении. Такое состояние обеспечивается при физической нагрузке, давлении кости друг на друга. Во время физической нагрузке при массаже и гимнастике усиливается скорость движения крови, расширяются капилляры, включаются в кровообращение сосудистые анастомозы (соединения между сосудами). Повышается теплоотдача, улучшается эластичность сосудистой стенки. Улучшается белковый обмен в стенках мелких кровеносных сосудов и капилляров в ретикулярной ткани. Улучшается циркуляция жидкости и обменные процессы в тканях, отток крови и лимфы из повреждённой области, восстановление строения повреждённых тканей, рассасывание отёков, инфильтратов, кровоизлияний.

Механическое и тепловое раздражение кожи и мышц при массаже стимулирует работу нервных центров по принципу доминанты, усиливает рефлексы, включает в работу проприорецепторы, которые локализуются в мышцах, сухожилиях, сухожильных влагалищах, межкостных мембранах, фасциях, тканях суставов, надкостнице и т.д., и посылает в центральную нервную систему информацию о положении, деформациях и смещениях различных частей тела. Информация от мышц и суставов поступает в спинной мозг и высшие отделы головного мозга. Существует также множество нервных связей между мышечными рецепторами и мозжечком, то есть тем отделом головного мозга, который ведает тонкими движениями, координацией и равновесием. У детей прошедших курсы массажа с тщательным прорабатыванием суставов кистей рук и устранением мельчайших подвывихов и мышечных спазмов в верхних конечностях, значительно улучшилась мелкая моторика.

Массаж головы активизирует электрическую активность коры больших полушарий головного мозга. Массаж улучшает кровообращение, помогает устранить избыточную соединительную ткань (хрящи), которая начинает интенсивно разрастаться вокруг неиспользуемых при движении мышц и суставов, препятствуя вовлечению их в движение, ограничивая подвижность кожи, подкожной клетчатки по отношению к фасциям, нарушая кожный рельеф над этими зонами, болезненными при пальпации.

Итак, несмотря на значительные повреждения, связанные с гипоксией, захождением костей черепа, дислокацией позвонков, перерастяжением мышц, нервов и кровеносных сосудов, случившимися во время родов, ранняя диагностика и своевременная восстановительная терапия неврологических расстройств позволяет избежать тяжёлых последствий.

Массаж нормализует мышечный тонус, восстанавливает нарушенные рефлексы новорождённого. Массаж  и физические упражнения (активные и пассивные) необходимы детям для нормального естественного развития. Кроме того, прикосновения являются уникальным языком общения межу новорождёнными и взрослыми, в первую очередь родителями. Доказана зависимость умственного развития ребёнка в младенчестве от количества прикосновений, получаемых им в этом возрасте.

Несмотря на то что «Канон врачебной науки» знаменитого врача Авиценны был написан давно, правила обращения с новорождёнными не устарели и сейчас: «Когда нужно будет пеленать ребёнка, то необходимо, чтобы восприемница сначала нежненько прикоснулась кончиками пальцев и помяла части его тела. При этом она должна расширять то, что желательно расширить и суживать то, что желательно сузить, чтобы каждой части тела придать более красивую форму. Всё это следует повторить несколько раз лёгким ощупыванием концами пальцев. Затем необходимо вытянуть обе руки ребёнка так, чтобы локтевая часть его рук прикоснулась к коленям.

…Необходимо, чтобы в колыбели голова его лежала выше остальных частей тела и нужно остерегаться того, чтобы не погнулись его шея, конечности и спинной хребет.

…Во время купания ребёнка нужно не переставая поглаживать, пощупывать и придавать форму его членам».

  

Глава 2

Особенности массажа для новорождённых.

Защитная функция кожи новорождённых развита слабо, легко возникают ссадины, ранки, опрелости, которые могут быстро инфицироваться и вызвать пиодермию. При массаже новорождённого руки массажиста должны быть идеально чистыми, вымыты с мылом несколько раз, а в условиях стационара обработаны специальными дезинфицирующими растворами до и после процедуры массажа. Терморегуляция у ребёнка до одного года развита слабо - ребёнок легко переохлаждается и перегревается. Температура тела легко изменяется от внешних и внутренних факторов: температуры воздуха, укутывания, большой двигательной активности, волнений и т.д. Чтобы повысить адаптацию к внешней среде, необходимо закаливание. Выделительная функция кожи новорождённого очень активна – через потовые железы интенсивно выделяются продукты обмена (мочевина, калий, натрий) и шлаки. Массаж новорождённым можно производить только по чистой коже и ежедневно купать ребёнка с использованием детского мыла. Дыхательная функция кожи развита у маленьких детей в 8 раз лучше, чем у взрослых. Поэтому распелёнутый для массажа малыш  получает дополнительную порцию кислорода. У кожи ребёнка высоко развита резорбция (обратное всасывание). Поэтому при использовании кремов, масел и мазей для массажа нужно учитывать чувствительность кожи к этой продукции. Кремы, которые используются для массажа детей, должны быть сертифицированными.

      Надкостница относительно толстая и прочная, но достаточно легко отслаивается от кости, что способствует возникновению поднадкостничных гематом. Во время процедуры массажа следует осторожно обращаться с костями, которые легко могут сломаться по типу «зелёной веточки», где роль «коры» играет надкостница.

    Сухожилия у маленьких детей мягкие и эластичные, поэтому при массаже надо соблюдать осторожность и не допускать чрезмерного их растяжения. Например, перерастяжение ахилловых сухожилий может привести к  формированию «конской стопы» или плоскостопия. Перерастяжение в области тазобедреного сустава – к неустойчивости его и подвывиху. В то же время эластичность связочного аппарата даёт возможность формирования правильного положения суставных поверхностей и устранения контрактур (в голеностопном суставе, плечевом и т.д.).

                                                Глава 3

Противопоказания для массажа новорождённых.

Основными противопоказаниями для проведения массажа ребёнку являются:

1.Острые лихорадочные состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела. Массаж способствует притоку крови, что может вызвать ещё большее повышение температуры.

2.Гнойничковые, инфекционно-воспалительные или грибковые поражения кожи являются строгим противопоказанием к проведению массажа, так как открытые зоны гнойных участков, так же как и пузырьковые элементы при некоторых инфекционных заболеваниях, во время массажа могут травмироваться, и возбудитель инфекции будет разноситься по кожным покровам.

3.Дерматиты,аллергические реакции на коже, которые часто сопровождаются образованием мокнутий, представляющих из себя открытую раневую поверхность. Массаж, ка правило, требует применения кремов и масел, что недопустимо на участках поражённой кожи. Кроме того, дополнительное трение таких зон при массаже может вызвать у ребёнка болезненные ощущения и способствовать ухудшению местного состояния кожных покровов.

4.Тяжёлые врождённые пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отёками, кашлем. При данных заболеваниях признаки нарушения кровообращения возникают у ребёнка даже в покое, а так как массаж является пусть и небольшой, но всё же нагрузкой на организм. Он будет способствовать ухудшению общего состояния малыша.

5.Болезни крови (гемофилия, геморрагический диатез), склонность к кровотечениям. Надавливание на кожу во время массажа может спровоцировать возникновению внутренних подкожных кровоизлияний.

6.Судорожный синдром, эпилепсия. При этих состояниях массаж противопоказан, так как он может спровоцировать новые приступы.

7.Рахит в период обострения. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, не рекомендуется, так как необходим щадящий режим.

8.Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.). Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и может потребовать немедленного хирургического вмешательства.

Недоношенность и гипотрофия (низкая масса тела) не являются противопоказанием к проведению массажа, но занятия с такими малышами должны быть отсрочены и обязательно согласованы с врачом.


 

Глава 4     

Этапы массажа.

1.Подготовительный.

На этом этапе подготовки к массажу ребёнка раздевают и укладывают на массажный столик. Он должен быть заранее подготовлен: на поверхность стола, покрытого байковым одеялом и клеёнкой, расстилается индивидуальная пелёнка. Ещё лучше, если будет специальный матрац из клеёнки, который легко обрабатывается и обеспечивает ровную поверхность во время процедуры массажа.

Пока массажист тщательно моет руки (два раза с мылом и горячей водой)и обрабатывает их специальным дезинфицирующим раствором, он расспрашивает родителей, как чувствует себя ребёнок, как он спал и т.д.

Новорождённого ребёнка нельзя побудить активно и сознательно участвовать в процедуре массажа, но эмоциональная настройка ему необходима для повышения  возбудимости нервной системы. В это время мы знакомимся с малышом. Если он пришёл на массаж в первый раз, разговариваем с ним и его родителями. Для ребёнка важны тон, с которым мы к нему обращаемся, уверенность, что мы знаем своё дело и не навредим малышу, а также чувство защищённости, с которым он будет находиться в наших руках. Ещё более важен наш эмоциональный контакт для его родителей, особенно кормящей матери, которая нуждается в щадящей психологической атмосфере. Кроме того, родители новорождённого только недавно столкнулись с проблемой, которую они не ожидали, и нуждаются в психологической поддержке.

2.Собственно массаж.

В зависимости от возраста ребёнка и степени тяжести его заболевания время массажа распределяется таким образом:

а) для детей двухнедельного возраста с неврологическими заболеваниями средне-тяжёлой формы продолжительность массажа не должна превышать 5-7 минут;

б)   для детей двухнедельного возраста с лёгкими неврологическими нарушениями продолжительность массажа может быть от 5 до15 минут;

в)  для детей от двух недель до 1 месяца в зависимости от их состояния массаж продолжается от 10 до 20 минут;

г)  для детей от 1 месяца до 3 месяцев массаж длится 15-25 минут;

д)  для детей от 3 месяцев до полугода продолжительность массажа составляет 20-30 минут.

Более 40 минут продолжать массаж детям не рекомендуется, даже если это лёгкий расслабляющий массаж, так как длительное воздействие на нервные окончания может утомить нервную систему.

Основная часть включает в себя выполнение приёмов массажа  и гимнастики, направленные на выполнение индивидуальной программы для каждого малыша. Во время выполнения процедуры массажист может корригировать свои действия и менять первоначальную схему в зависимости от реакции ребёнка, его состояния и возникших в результате работы новых идей. Например, выполнению сегментарного массажа в какой-либо области может помешать контрактура в выше- или нижележащем сегменте. Значит, нужно подготовить и эти мышцы, чтобы в движении участвовали все части тела. Вибрации, глубокое разминание, растягивание мышц помогут выполнить эту задачу.

3. Заключительная часть продолжается 5-7 минут. В это время интенсивность массажа уменьшается, вступают в действие приёмы поглаживания, успокаивающие ребёнка и упражнения на растягивание, уравновешивающие суставы и все группы мышц. Следует похвалить ребёнка и сказать родителям , каких успехов достиг сегодня малыш.

Родители должны быть осведомлены, что успешность исцеления малыша зависит от систематичности занятий. Необходимость продолжения программы в домашних условиях имеет большое значение для закрепления достигнутых результатов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Глава 5 

Особенности массажа и  фиксации детей с неврологическими нарушениями.

Ещё одна особенность у массажа для детей с неврологическими нарушениями-необходимость хорошей фиксации массируемой поверхности. Массаж здоровым детям или имеющим незначительные симптомы болезни должен быть приятным и не вызывать болевых ощущений. В отличие от них дети, перенёсшие осложнения в родах. Особенно ранимы, и как правило, хорошо знают людей в белых халатах. В этом случае поход к массажисту не может вызывать особого оптимизма у малыша.

Чтобы массаж был результативен, только расслабляющих поглаживаний недостаточно. Щадящие методы лечения обрекают маленького ребёнка со спастическим параличом на инвалидность, которой могло и не быть при решительных и активных действиях врачевателей.

При воздействии на глубоко лежащие мышцы и фасции ребёнок может чувствовать болезненность. Поэтому процедура массажа не вызывает желания к ней стремиться. Лечебный массаж с моделированием равновесия мышечных групп и движений суставов даёт хорошие результаты в борьбе за здоровье ребёнка, но пока малыш этого не знает, он будет стремиться покинуть «поле сражения». Поэтому необходима хорошая фиксация тела ребёнка. Из-за беспорядочных движений новорождённого во время массажа иногда бывает трудно достигнуть массируемой поверхности. В результате такие важные области, как шея, сгибы суставов, межпальцевые пространства на конечностях, могут остаться без лечебного воздействия массажа. На это надо обратить внимание. Не желая «ссориться» с малышом и испортить ему настроение, некоторые массажисты бегло обходят труднодоступные для пальпации места. Не учитывая того, что именно эти необследованные участки со временем могут затруднять движение. Это кожные складки, места прикрепления сухожилий и мышц, лицевая жевательная и мимическая мускулатура и т.д. Как правило, эти участки болезненны, воздействие на эти точки должно быть кратковременным-1-3 секунды за один сеанс.

Несколько примеров: в положении ребёнка на животе при выполнении массажа задней поверхности шеи можно использовать приёмы фиксации.

1.Массажист укладывает ребёнка грудью на раскрытую ладонь левой руки и слегка приподнимает его. Голова ребёнка слегка свешивается вниз, и массажист получает возможность массировать шейно-головное соединение, затылочные мышцы. Для этой цели можно фиксировать голову пальцами раскрытой ладони, располагая её веерообразно в височно-теменной области. Область затылка открыта для возможности манипуляций, при этом голова ребёнка слегка сгибается.

2.Массажист фиксирует левой рукой лобную поверхность ребёнка и производит массаж шейно-грудного соединения.

3.Для массажа верхней конечности и кисти ребёнка в положении его лёжа на спине можно использовать такой способ фиксации. Для того чтобы беспорядочные движения ножек малыша не мешали массажисту, массажист тыльной поверхностью предплечья и ладони левой руки фиксирует правое запястье ребёнка и слегка прижимает к поверхности стола его правое бедро (ребёнок лежит ножками к массажисту), а правой выполняет массаж ладони и пальцев. Фиксация массируемой поверхности как необходимый вспомогательный приём в массаже новорождённых не просто пассивное действие. Лёгкое давление, сжимание и растягивание мышц при выполнении этого приёма оказывает дополнительное воздействие. Играет роль механического раздражителя рецепторов кожи и мышц. Ни одна часть рабочей поверхности рук массажиста не должна бездействовать, всё должно быть вовлечено в работу. Обеспечить максимальное расслабление массируемой поверхности с одновременным удержанием её в удобном для массажиста положении позволяют следующие приёмы.

 

 

Глава 6

Приёмы классического массажа.                          

Поглаживание. Производится легко, медленно и плавно с лёгким нажимом, нежно ладонью по направлению движения лимфы-от периферии к центру(на верхних конечностях от кисти к подмышечным лимфатическим узлам, на нижних-от стопы к паховым узлам). Поглаживание способствует расслаблению мышц при гипертонусе, успокаивающее действует на нервную систему, повышает массу тела, улучшает аппетит ребёнка.

Растирание. Производится подушечками пальцев в быстром темпе, несильном нажиме, ка по ходу, так и против тока лимфы и крови. Кожа сдвигается вместе с массирующей рукой. Растирание воздействует на кожу, подкожную жировую прослойку, связки, сухожилия и поверхностно расположенные мышцы. Растирание способствует увеличению подвижности тканей, растягиванию рубцов и спаек при сращении кожи с предлежащими тканями, усиливает приток крови к тканям, улучшая их питание, эластичность и сократительную способность. Энергичные растирания по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает снижение нервной возбудимости.

Разминание. Производится одной рукой, в то время как другая удерживает массируемую поверхность. Приём разминание при массаже новорождённого производится тремя пальцами, затем, смещая их в сторону большого пальца, слегка отжимаем в обратном направлении. Совершаются круговые поступательные движения по ходу мышц, захватывание и приподнимание (оттягивание) тканей, сжимание и потирание. Разминание повышает тонус и сократительную способность глубоко расположенных мышц, восстанавливает пониженный тонус, а также освобождает ткани от накопившихся в них продуктов обмена. Разминание выполняется в направлении мышечных волокон от дистальных к проксимальным концам.

Вибрация. Производится рукой,  неотрывно от массируемой поверхности совершающей колебательные движения, ритмично сотрясая тело ребёнка. Вибрации производятся либо на одном месте, либо вдоль массируемой поверхности. Вибрация может усилить или восстановить утраченные глубокие рефлексы, оказать выраженное обезболивающее действие, улучшить питание тканей и сократительную способность мышц. При выполнении приёма вибрации большое значение имеет тонкое тактильное чутьё руки массажиста.

Похлопывание. Производится поверхностью пальцев рук. Улучшает кровообращение и питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Лёгкое похлопывание успокаивает ребёнка, более сильное полезно для детей с большой массой тела.

Есть ещё такие приёмы, как защипывание двумя и четырьмя пальцами, прерывистое давление большим и средним пальцами.


 

Глава 7

Сегментарный, точечный и другие виды массажа.

Сегментарный массаж.     

Производится послойно, начиная с кожи и переходя к более глубоким тканям с целью повлиять на рефлекторные изменения в тканях, поверхностно расположенных на теле ребёнка. Используются различные техники массажа.

Для кожи - поглаживание. При уплотнениях в соединительной ткани-нежный вид вибрации и поверхностные растирания. При наличии сращений приёмы должны быть средней силы, в то время как при значительных затвердениях применяют более глубокое растирание.

При изменениях в мышцах применяют вибрационные приёмы- стабильную или лабильную непрерывную вибрацию для релаксации мышц с повышенным тонусом. Сегментарный массаж обладает рядом специальных приёмов, как например, сотрясение таза,  растяжение грудной клетки, обработка подлопаточной области и др.

Показан при неврологических заболеваниях и нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Точечный массаж.

Производится медленными, мягкими воздействиями 1-2 пальцами на определённые рефлексогенные зоны, с одновременным вращением пальца. Точечный массаж улучшает кровообращение, выведение токсичных побочных продуктов обмена и ослабляет нервное напряжение. Благодаря этому организм начинает лучше функционировать, так как согласно учению рефлексологов, каждая часть тела обладает прямыми линиями связи с соответствующими точками на подошвах, кистях рук и ушных раковинах.

Массаж по ходу нервных точек.

Производится приёмами поглаживания, вибрацией и кругообразным растиранием после тщательного отыскания нервных точек (точка, где нерв входит в мышцу, проявляющая большую болезненность при нажатии).

В зависимости от силы воздействия на точку массаж оказывает раздражающее (при выполнении с большой силой) или успокаивающее (при выполнении с небольшой силой) действие. Общий эффект массажа-болеутоляющий.

Общий массаж по Монакову.

Посредством глубокого воздействия массажем на уплотнения в области больших сосудов и мягких тканей получают общую рефлекторную реакцию организма. Упор падает на нервно-сосудистый пучок и нервные точки Корнелиуса. Ход массажа направлен от центра к периферии и только на кистях и ступнях - к центру. Массаж болезнен. Практика показывает, что для восстановления новорождённых имеет большое значение именно такой метод массажа, который объединяет в себе вышеперечисленные приёмы.


 

Заключение

Массажист должен разрабатывать ежедневную методику занятий с ребёнком, учитывая процесс восстановления двигательных функций в динамике. Но при массаже с детьми этой категории важны не виртуозность исполнения приёмов, не заученная последовательность их выполнения, как будто мы имеем дело с неким абстрактным больным и такой же абстрактной болезнью.

Когда мы приступаем к массажу, кроме знаний и практического опыта у нас  должно быть  ещё одно важное качество-открытость к восприятию новой информации о конкретном больном и готовность постоянно учиться. Ни одна ситуация в точности не повторяется, несмотря на общеизвестную медикам «парность или бинарность случая». Важны не сами приёмы поглаживания или разминания, не обязательное точное направление движений, как написано в пособиях, рассчитанных на здоровых  или с небольшими нарушениями детей,- собрать в одну согласованную систему все части тела, расстроенного, как плохой музыкальный инструмент. Под нашими пальцами находится материал, подобный глине скульптора – она может быть сухая и ломкая, тяжёлая и вязкая – но мастер вкладывает в работу свою душу, и изделие поражает красотой. Работу массажиста можно сравнить с лепкой, ваянием. Исследуя ткани человеческого тела и повторяя его линии, он держит в сердце совершенный образ, к которому стремится. Когда мы задаём себе вопрос: почему этот сустав не совершает движений в полном объёме, наше тактильное чувство отвечает на него. Мы обнаруживаем жёсткие мышцы, которые сдерживают активность конечностей; находим хрящевые наросты в должной быть свободной суставной щели или тонкую натянутую струну сухожилий среди растянутых слабых мышц.

Каждый участок тела исследуется и именно для него подбирается необходимая сила воздействия и определённый приём: послойное глубокое проникновение в напряжённые мышечные ткани, разминание заблокированных участков или поверхностное пощипывание кожи с тонким слоем подкожной клетчатки и едва заметными кровеносными сосудами, словно мы хотим «разрыхлить и вспушить» прибитую дождём и высохшую на солнце землю.

Уравновесить все группы мышц и добиться симметрии тела можно детальной проработкой и укреплением всего связочно-суставного аппарата и улучшением подвижности суставов.

Как « не существует единого метода лечения сколиотической болезни, что каждому пациенту необходим особый, нужный  именно ему метод», так и новорождённые, перенёсшие неблагополучные роды, особенно нуждаются в индивидуальном подходе.

 


 

Список литературы.

1.Макарова М.Э. Комплексная оценка здоровья детей с рецидивирующими респираторными заболеваниями на фоне последствий перинатального поражения нервной системы и особенности их реабилитации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. Иваново,2006.

2.Журба Л.Т. Ранняя диагностика ДЦП // Журнал неврол. и психиатр.1988.№8.

3.Семёнова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М., 1999.

4.Дубровский В.И., Дубровская Н.М. Массаж при травмах и заболеваниях нервной системы. М., 1993.

5.Погосян М.М. Массаж. М.,2007.

6.Исцеляющие руки / Под ред. Дж. Фелтмана. М.:СП,1992.

7.Барашнев Ю.И. Компенсация нарушенных функций ЦНС и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорождённых // Рос. вестник перинатол. И педиатрии. 1997.№6.

8.Абрашина Н.А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития.2009.

 

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи