МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МАССАЖА ДЕТЕЙ ДО ГОДА.

26.04.2017

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

Частное образовательное учреждение дополнительного образования

УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДОРСАЛ-ЮГ»

 

 

 

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МАССАЖА ДЕТЕЙ ДО ГОДА.

           

курсовая работа

  


Выполнила: Хадипаш Фатима Кушуковна

 

Проверил: Николаенко Денис Валерьевич

                                                                                 

                                                                                                       Краснодар 2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение.
  2. Особенности детского массажа.
  3. Показания к проведению массажа.
  4. Противопоказание к проведению массажа.
  5. Условия для проведения массажа.
  6. Анатомо-физиологические особенности детей до года.
  7. Приёмы и техники проведения массажа детей первого года жизни.
  8. Заключение.
  9. Литература.

                        Введение.

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых – все это является благоприятной почвой, на которой произрастает здоровье телесное и душевное. Часто слышим от родителей: «У меня замечательный малыш, такой спокойный». Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит, спокойно сидит, стоит в манеже, послушно идет со взрослыми за руку, но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в городских квартирах. Недостаток двигательных движений помогут восполнить специализированные занятия. Массаж – является не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний.

Как лечебное расслабляющее и стимулирующее средство воздействия на детский организм массаж известен с древних времен, и был сильно развит в таких странах как Индия, Африка, Азия, Нигерия. На протяжении многих лет искусство массажа передавалась от матери к дочери. В высших классах западного общества о ребенке заботились няньки росли в довольно холодной окружающей обстановке. Младенцы, родившиеся в семьях рабочего класса, были лучше подготовлены физически и эмоционально. С середины 90 –х годов детский массаж стал популярным в нашей стране и осознают важность детского массажа, который практиковали наши предки.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА.

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее исключительно благотворное воздействие. Массаж является мощным тактильным раздражителем и поэтому он важен в грудном возрасте и оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни. Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на поглаживание ног, живота, а в то время другие способы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше других, и готовы уже к рождению. В детском массаже используются все приемы классического массажа- поглаживание, растирания, разминания, вибрация, легкие ударные приемы. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему. Поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы- успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Массаж действует непосредственно на все органы и системы, которые расположены ближе к коже- это лимфатическая система, кровеносная система. При массаже приток крови усиливаются и тем самым обеспечивается благоприятные условия для оздоровления и питания кожи. Действие различных приемов на мышцы различно- поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, поколачивание пощипывание- сокращение мышц. При проведении массажа нужно помнить, что в первые месяцы кожа у младенца сухая, тонкая, легко ранимая, поэтому в начале массажа приемы должны быть щадящими (поглаживание) потом постепенно вводим растирание, легкие ударные приемы, разминание медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры. Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении, а при массаже конечностей их нужно удерживать в состоянии легкого полу сгибания. При массаже ног следует избегать толчков в коленном суставе обходя коленную чашку снаружи и не затрагивать переднюю часть голени. При массаже живота нужно щадить область печени и не задевать половые органы. При похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу)

                  

                    ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА.

  • При врожденной мышечной кривошее.
  • При врожденном вывихе бедра, дисплазии тазобедренного сустава.
  • При врожденной косолапости.
  • При пупочной грыже.
  • При рахите.
  • При детском церебральном параличе.
  • При сколиотической болезни.
  • В послеоперационном периоде.
  • В предоперационном периоде.
  • При врожденных дефектах позвоночника.
  • При гипотрофии и анемии.
  • При пневмониях у новорожденных, бронхиальной астме.
  • Для улучшения физического развития.
  • Родовые травмы периферических нервов.
  • Асфиксия- при легочной форме.
  • Лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста.
  • При хронических бронхитах, плевритах, ателектазах.
  • При дискинезии и дисфункции желудочно-кишечного тракта.
  • При болезнях щитовидной железы.

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА.

  • Острые лихорадочные заболевания.
  • Заболевания кожи.
  • Остеомиелит.
  • Склонность к кровотечениям.
  • Тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия).
  • Острые воспалительные поражения лимфатических узлов, мышц, костей (экзема, лимфадениты, флегмоны).
  • Острые артриты, туберкулез костей и суставов.
  • При врожденных пороках сердца, протекающих выраженным цианозом и расстройством компенсации.
  • При диатезе(геморрагической формы) особенно при гемофилии.
  • При острых формах нефрита.
  • При острых формах гепатита.
  • При больших пупочных, бедренных, мошоночных грыжах с явным выпадением органов брюшной полости и наклонности к ущемлению
  • При значительных расстройствах нервной системы.

 

      УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСАЖА.

Для массажа выберем пеленальный стол. Застелить стол байковым одеялом, сверху клеенка и застилаем пеленкой. Стол ставим, чтоб можно было хорошо подходить со всех сторон. Место должно быть хорошо освещенным, вдали от отопительных и охлаждающих приборов, сквозняков. Комнату надо хорошо проветривать. Массаж нужно проводить за 30 минут до кормления или через 40-45 минут после кормления. Руки у массажиста должны быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями, все украшения с пальцев рук и рук убрать. Одежда легкая и удобная. Массировать лучше чистыми руками, но, если руки сухие можно увлажнить их детским маслом. Нужно помнить, что настроение массажиста передается малышу, и поэтому нужно стараться наладить хороший контакт с малышом.

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДО ГОДА.

Кожа и подкожная клетчатка. Самый поверхностный слой кожи – роговой, очень тонкий, состоит из 2-3-х рядов постоянно слущивающихся клеток. Основной слой достаточно развит, сочный рыхлый. Базальная мембрана недоразвита, нежная и рыхлая. Кожа детей имеет богатую капиллярную сеть, капилляры значительно широкие, легко проницаемые. Потовые железы развиты слабо, начинают функционировать с 3-4-х месячного возраста. Сальные железы развиты хорошо и функционируют со дня рождения. У новорожденного кожа покрыта творческой смазкой (первородная смазка) серовато-белого цвета, состоящей из жира и слущенного эпителия. После удаления смазки кожа становится красной, выявляется так называемый физиологический катар кожи новорожденного. На 2-3 день жизни почти у 80% новорожденных появляется желтушность кожных покровов, слизистых оболочек и склер – физиологическая желтуха новорожденных, которая исчезает бесследно через 5-6 дней. У детей раннего возраста кожа на ощупь бархатная, эластичная с хорошим тургором на плечах и спине, покрыта пушковыми волосами, которые вскоре выпадают. Волосы на голове новорожденного вполне развиты, но очень мягкие, тонкие. Через 6-8 недель они выпадают и заменяются новыми. Брови и ресницы развиты слабо. В дальнейшем особенно к 3-4 годам, рост их усиливается. Ногти хорошо развиты и достигают кончиков пальцев.

Подкожный жировой слой интенсивно нарастает в первые 6 месяцев жизни ребенка, главным образом на лице, медленнее на животе.

Костная и мышечная системы. У новорожденного ребенка часть скелета состоит из хрящев ткани, особенно позвоночник, запястья и кости таза. Костная ткань груди ребенка по химическому составу отличается большим содержанием Н2О и меньшим содержанием твердых веществ. Она имеет волокнистое строение, богата кровеносными сосудами. В связи с этим кости мягкие, податливые, легко деформируются от неправильного положения ребенка на руках, под влиянием давящей одежды и других причин. Лишь постепенно кость ребенка приобретает такое же строение, как у взрослых (12 лет).

Имеется ряд особенностей в строении черепа ребенка. У новорожденного хорошо прощупываются швы между костями. Между теменными и лобной костями имеется участок, лишенный костной ткани, затянутый соединительно-тканной перепонкой. Это называется большим грудничком. Имеет ромбовидную форму и размер в поперечнике 2-2,5 см.

Мышечная система. Ребенок рождается со сравнительно слабо развитой мускулатурой. У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается значительная гипертония мышц, особенно выраженная на сгибателях конечностей. К 2-2,5 месяцам жизни постепенно исчезает гипертония мышц верхних конечностей, к 3-4 м. – нижних конечностей.

Важным показателем, характеризующим нервно-психическое и физическое развитие ребенка, является развитие двигательного уменья и соответствующее ему поведение.

Новорожденный физически беспомощен, он не держит голову, движения его разбросаны, беспорядочны.

В 2 м. ребенок начинает держать голову, улыбается.

В 3 м. – движения рук ребенка становятся свободными. В положении на животе он приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, оживленно реагирует улыбкой и движениями на речь взрослого, обращающегося к нему. У детей наблюдается гипертонус мышц-сгибателей ручек и ножек, это вполне нормальное явление. В первые месяцы жизни массаж должен быть направлен на расслабление этих мышц. Продолжительность сеанса – 5-10 минут.

В 4 мес. – ребенок поворачивает голову в сторону звука, улыбается, издает громкие звуки, интересуется висящими над кроватью игрушками. К 4-му месяцу жизни, когда гипертонус исчезает, можно начать разнообразные пассивные упражнения, укрепляющие мускулатуру конечностей. Особенно важен массаж ладошек и пальчиков – помимо всего прочего это стимулирует речевое развитие и мелкую моторику. В этом возрасте можно начинать и гимнастику для грудничков. Продолжительность сеансов массажа можно увеличивать вплоть до 20 минут – если, конечно, малышу он нравится.

В 5 мес. – подолгу гулит, узнает мать и близких лиц, тянется за игрушкой и удерживает ее в руке, переворачивается со спины на живот. Устойчиво упирается на ножки при поддержке взрослых.

В 6 мес. – ребенок произносит слоги, сам берет игрушку и подолгу удерживает ее в руках, делает попытку ползать по манежу, переворачивается с живота на спину, начинает хорошо есть с ложки. С 6 месяцев ребенок уже может самостоятельно сидеть и переворачиваться. Поэтому массаж в этот период направлен на развитие необходимых для этого мышц спины и пресса.

В 7 мес. – подолгу лепечет, активно играет игрушкой, хорошо ползает, садится.

В 8 мес. – ребенок громко, повторно произносит слоги, ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют, сам садится и ложится, игрушками занимается долго, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку, пьет из чашки, которую держит взрослый.

В 9 мес. - повторяет разнообразные слоги и звуки, произносящие взрослыми, хорошо ходит, поддерживая за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. В 9 месяцев ребенок уже делает первые попытки ходьбы, и упражнения должны укреплять все тело – ведь совсем скоро маленькому человечку придется учиться ходить.

В 10 мес. – ребенок стоит и поднимается без опоры, ходит за стулом, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 мес. – ребенок самостоятельно стоит, ходит при небольшой поддержке взрослых, выполняет несложные поручения.

В 12 мес. – произносит около 10 слов, самостоятельно ходит, самостоятельно пьет из чашки. К 12-му месяцу ребенку уже скучно тихонько лежать во время массажа, поэтому сеансы лучше проводить в игровой форме, развлекая малыша прибаутками и считалочками. Массаж и упражнения должны не только укреплять мышцы, но и развивать координацию.

Начальный срок для систематического физического воспитания здорового ребёнка определяется физиологическими особенностями:

  • выходам из периода новорожденности;
  • наибольшей выносливостью кожи к механическим и термическим влияниям;
  • определённой зрелостью нервной системы ребёнка;
  • развитием зрительной и слуховой сосредоточенности.

 

Существует несколько видов детского массажа, и, в зависимости от преследуемой цели, применяется один или другой его вид.

Лечебный

Лечебный детский массаж показан при разнообразных патологических состояниях и всегда направлен на решение конкретной проблемы. Он назначается детским врачом – ортопедом, хирургом или неврологом. Обычно массаж начинают делать с 2-3-месячного возраста, однако при некоторых заболеваниях его можно начать и раньше, примерно с 4 недель.

Коррекционный

Коррекционный детский массаж назначают для закрепления результатов курса лечебного массажа и предотвращения повторного заболевания. Как и лечебный, он может применяться только по назначению врача, а проводить его должен специалист.

Профилактический

Профилактический массаж предназначен для укрепления здоровья малыша, он способствует развитию организма и укрепляет его защитные силы. Простейший массаж можно делать и самостоятельно, но все же лучше пригласить массажиста, так как неумелые движения и незнание особенностей детской физиологии могут серьезно навредить ребенку.

 

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

 

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.

Поглаживание ног

И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести

поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.

Поглаживание живота

И. п. — лежа на спине.

Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

И. п. — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти.

Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

РАСТИРАНИЕ

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

 

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена. Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

РАЗМИНАНИЕ

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щип-цеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеоб-разным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца (рис. 258).

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.

ВИБРАЦИЯ

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

ПОТРЯХИВАНИЕ

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.

Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

 

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Массажисту следить за дозировкой массажа, дети быстро утомляются. Точность и правильность массажа корректировать руками массажиста. Помнить о противопоказаниях к назначению массажа – таких, как воспаление и раздражение кожи, гипертония отдельных групп мышц, гипотрофия, пассивность ребёнка, отсутствия умения стоять, сидеть и т.д. Комплекс массажа является примерным, и поэтому конкретизировать последовательность и дозировку – согласно индивидуальному состоянию ребёнка и его возможностей. Дозировать каждое движение вначале 2-5 раз и постепенно увеличивать нагрузку и время проведения процедуры, начиная от 10-15 мин. Специалисту по детскому массажу желательно обучать родителей владению простейшими приёмами массажных манипуляций. Желательно массаж проводить ежедневно с постепенным увеличением нагрузки и обязательно вызывать положительные ответные эмоции у массируемого ребёнка, строго соблюдая режим дня.

Следить за всеми возрастными имениями, наблюдаемыми у ребёнка. Постоянно находиться в контакте лечащего педиатра, выполняя его рекомендации по воздействия на ребёнка.

Массаж для детей раннего возраста проводится специалистом, получившим подготовку на курсах повышения медицинский сестёр за один полтора месяца обучения по определённой программе. Массажист должен помнить о физиологических возрастных особенностях развития ребёнка, но при этом строго индивидуально применять различные манипуляции, ориентируясь на ответную реакцию. Специалисту необходимо соблюдать основные особенности возраста и состояния ребёнка.

Массаж способствует:

- развиваться умственно, социально и физически;

- расслабляет и не расстраивает;

- меньше плачет и суетиться;

- лучше спит;

- полезен для недоношенных младенцев;

- обеспечивает стабильную частоту биения сердца, и способствует стабильной активности мозга.

 

 

                                   ЛИТЕРАТУРА.

БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАССАЖА - В.И. Васичкин.

Всё про массаж – В.И. Васичкин.

 

 

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, Хадипаш Фатима Кушуковна

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи